Объект культурного наследия муниципального значения. Поставлен на охрану постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2009 №384 "О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории г.Казани Республики Татарстан".
На участке на пересечении улиц Университетская и Правобулачная во 2-й половине XVIII в. в годы правления Екатерины II старообрядцам-поповцам Казани было разрешено построить церковь во имя чудотворной иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радость". Этот храм носил также название "Коровинская часовня", т.к. она была построена на участке, принадлежавшем купцу Акиму Ивановичу Коровину, который возглавлял общину старообрядцев-поповцев в Казани. Его дом находился на противоположной стороне квартала (ныне ул.Пушкина, д.3). В 1852 храм был запечатан чиновником по делам расколов П.И.Мельниковым, который позже стал известным писателем Мельниковым-Печерским. Часть казанских старообрядцев послужили прототипами героев его романов "В лесах", "На горах". Из-за ветхости Коровинскую часовню снесли, и вместо нее старообрядцами был выстроен новый Никольский храм, который властями был обращен в единоверческий. В комплекс входят также Спасо-Преображенская церковь (1888) и корпус келий.
Однопрестольный холодный храм во имя Святителя и Чудотворца Николы построен в 1858-62 гг. на средства казанских купцов-старообрядцев А.К.Подуруева, И.Г.Рязанова, Я.П.Жирова. В советский период завершение храма и колокольни было утрачено.
В июле 1908 в церкви состоялась панихида, на которой казанцы прощались с Николаем Яковлевичем Агафоновым (р. 1842). Агафонов – известный общественный деятель, краевед. Он редактировал газеты "Казанский биржевой листок", "Камско-Волжскую газету", ему принадлежит ряд работ по истории Казани и Казанского края.
Храм удачно посажен на берегу р.Булак у моста, вблизи озера Кабан. Компактное сооружение, прямоугольное в плане сформировано слитно соединяющимися по первому уровню объемами храма, трапезной и колокольни. Широкий храмовый восьмерик, несущий огромную главу, покоился на небольшом четверике, плавно переходящем в вытянутую на три окна трапезную под двускатной кровлей. К ней по оси примыкала двухъярусная колокольня, утопленая в примыкающих к ее нижнему ярусу боковых пристроев в ширину трапезной. Под колокольней расположен перспективный арочный портал главного западного входа. Ярус звона представлял собой сквозной восьмерик с большими арочными проемами меж сдвоенных колонок с перехватами по углам, поставленный на низкий глухой восьмерик, грани которого украшены нишками. Все оконные проемы - арочные, в храмовой части - арки окон сдвоены. Структура здания подчеркнута плоскими пилястрами.
Памятник культовой архитектуры в стиле эклектики русско-византийского направления.
Регистрационный номер в едином государственном реестре ОКН №161721250710005